суббота, 10 марта 2018 г.

[books] Прочел книгу про Pixar под претенциозным названием...

..."PIXAR. Перезагрузка. Гениальная книга по антикризисному управлению" за авторством Лоуренса Леви.

Сразу скажу, что ничего гениального в ней нет. Ну вот вообще. Как и нет чего-то именно про антикризисный менеджмент. Так что пусть название не вводит вас в заблуждение.

Книгу написал бывший финансовый директор Pixar-а, который был приглашен Стивом Джобсом в Pixar в конце 1994-го года. И который проработал финансовым директором до 1999-го, после чего от оперативного управления финансами Pixar Лоуренс Леви ушел, но зато вошел в совет директоров компании. За это время Леви успел поучаствовать в очень знаковых событиях в жизни Pixar-а: выводе компании на IPO, пересмотре контракта с Disney после успеха первой части "Истории игрушек", продаже Pixar-а Disney-ю. Поэтому речь в книге идет о том, что связано с этими событиями. Собственно про управление и, тем более, про антикризисное управление лично я в книге ничего не нашел :)

Тем не менее, книга не самая плохая. Читается легко. Некоторые воспоминания и внутренние переживания автора, местами, мне казались неинтересными и я бы их из текста убрал. Но общей картины они не портят.

Подозреваю, что книга может понравится не всем, т.к. в ней описываются только определенные, можно даже сказать, специфические аспекты небольшого периода истории такой уникальной компании, как Pixar. Но у меня о книге остались хорошие впечатления вот почему:

Во-первых, я почему-то после прочтения биографий Стива Джобса считал, что Джобс был основателем и главным двигателем Pixar-а. Оказалось, что это сильно не так. Pixar была подразделением компании Джорджа Лукаса, которое затем было выделено в отдельную структуру и продано Джобсу. Первоначально Pixar развивалась как компания по производству специфического компьютерного железа и софта для компьютерной графики. Компьютерная анимация была лишь побочным продуктом. Но из-за того, что железо так никому продать и не удалось, компания, в итоге, сконцентировалась именно на анимации. В общем, для меня стало открытием, что Pixar не было детищем Джобса, вроде Apple или NeXT-а. Более того, даже в 1995-м, когда компания напряженно готовила к выходу "Историю игрушек" и, одновременно, готовилась к IPO, отношение к Джобсу внутри компании было настороженным и даже негативным. Сам Джобс регулярно стал появляться в Pixar только в 1995-ом, до этого его там месяцами не видели.

Во-вторых, оказалось, что Pixar за все время своего существования до IPO 1995-го не была прибыльной (вроде как даже в составе Lucasfilm и Industrial Light & Magic это подразделение не было прибыльным). И в течении всего этого времени она жила за счет инвестиций. Сперва Джорджа Лукаса, затем Стива Джобса. Джобс вложил в компанию порядка $50 миллионов собственных средств. Получается, что 16 лет (ну пусть даже 9 лет с момента покупки Pixar-а Джобсом) убыточности перед тем, как стать мегауспешной компанией... Это внушать. Н - Настойчивость.

В-третьих, нам, технарям, крайне полезно узнавать про то, какой вклад в успех бизнеса вносят люди, не имеющие отношения к "основной деятельности". Вроде финансовых директоров. Вот просто полезно и все.

Ну и еще один момент был в книге, который сильно удивил. Когда Леви пришел в Pixar, он взял пару месяцев на то, чтобы познакомиться с компанией. Просто ходил, смотрел, изучал. Становился "тенью" того или иного сотрудника: т.е. ходил за сотрудником, слушал, что сотрудник говорит, смотрел, что делает. В общем, финансовый директор в течении двух месяцев совершал глубокое погружение в новую компанию, для того, чтобы детально разобраться с тем, с чем ему нужно иметь дело. И только после этого он начал предпринимать какие-то самостоятельные действия.

Вот это очень правильный подход. И компания была правильной, раз позволила новому ТОП-у вникать в процесс так долго. Есть чему позавидовать.

Ну а в целом книгу я бы оценил как что-то среднее между беллетристикой и мемуарами. Серьезной книгой о менеджменте ее точно назвать нельзя. Ну а прочитать в качестве развлечения и расширения кругозора вполне можно.

вторник, 6 марта 2018 г.

[prog.c++] RESTinio 0.4.3

У нас очередная приятная новость: релиз очередной версии RESTinio, на этот раз 0.4.3. Главное нововведение -- поддержка операции sendfile. Выполняется средствами системного вызова sendfile() на Linux/FreeBSD/macOS или TransmitFile на Windows. Плюс незадолго до этого у нас был еще один маленький релиз версии 0.4.2, в которой добавились новые перегрузки для restinio::run().

В общем, наша маленькая библиотека для встраивания HTTP/Websocket сервера в C++ приложения стала еще более функциональной.

Мы же собираемся приступать к разработке следующей версии. Свой список хотелок у нас есть. Но было бы интересно услышать и мнение потенциальных или актуальных пользователей: чего именно вам не хватает в RESTinio и/или что мешает вам начать использовать RESTinio?

В завершение хочу высказать благодарность своим коллегам за напряженную работу над RESTinio. Этот релиз оказался непростым, но мы справились, большое вам за это спасибо!

понедельник, 5 марта 2018 г.

[prog.c++] Async processing of incoming and outgoing HTTP-requests with RESTinio and libcurl

We started development of RESTinio because sometimes we had to implement REST-like interfaces for legacy systems with one common feature: long response times. We can make a request to a distant system and response can arrive after a dozen of seconds, sometimes after a several dozen of seconds. It is not appropriate to block a work thread that handles incoming HTTP-request for such a long time. That’s why we needed an embeddable C++ HTTP-server which supports async request processing. After experimenting with some existing solutions we decided to build our own solution with very simple goals: it should be user-friendly and very easy to use, but should provide reasonably good performance and be cross-platform. So RESTinio was born.

Time shows that a situation when someone needs to deal with long-responding distant hosts is not unique. Recently we received an interesting question about integration of async processing of incoming HTTP-requests via RESTinio with async processing of outgoing HTTP-requests via libcurl.

Answering this question we prepared a demo that includes some simple C++ applications showing how async processing of incoming and outgoing HTTP-request can be done. Source code for the demo can be found here. This post briefly describes the major aspects of using RESTinio and curl_multi interface from libcurl.

[prog.memories] Байка про студентку и матрицу 100x100

В комментариях на LOR-е написал старую байку, которую помню еще со времен аспирантуры. Думаю, не лишним ее будет рассказать и читателям блога:

Однажды на университетских посиделках за рюмкой чая обсуждали обучение студентов программированию и то, какие клинические случаи при этом попадаются. И один преподаватель рассказал следующую историю.

Дал он как-то студентке математического факультета задание: написать программу, в которой создается матрица 100x100, пользователь с клавиатуры вводит значения для этой матрицы построчно, затем (тут я деталей уже не помню, ну да не суть) распечатываются элементы главной диагонали.

Время действия — самое начало 90-х, когда персональные компьютеры в отдельных ВУЗ-ах только-только начинали появляться. Поэтому для студентов-математиков программирование было непрофильным предметом, но поскольку это веяние времени, то хоть как-то, да изучать программирование приходилось.

Так вот что было: одно занятие в дисплейном классе эта студентка сидит, что-то делает. Второе занятие, третье... И все более и более сосредоточено, ни на что не отвлекаясь, ни с кем не общаясь. Приходит время сдавать работу, а она говорит «Я не успела». Преподаватель спрашивает: «Да как же ты не успела, тут же задание простое, а ты каждое занятие за компьютером, от звонка до звонка?»

Ответ был шедевральным: «Я не успеваю вводить данные». А сама при этом чуть не плачет... Мол, каждый раз стараюсь, стараюсь, у меня уже все данные подготовлены, я уже научилась их вводить практически не глядя, а времени на ввода данных все равно не хватает.

Выяснилось, что студентка довольно быстро написала эту программу, но каждое последующее занятие в дисплейном классе она тратила на то, чтобы ввести 10000 элементов матрицы 100x100. Соответственно, она не могла получить и распечатать результаты работы своей программы.

Когда преподаватель пришел в себя и обрел дар речи, он спросил, а почему же она для отладки не могла сделать матрицу поменьше, например, 5x5, на что студентка не менее шедеврально ответила: «Но ведь в условии было сказано, что матрица 100x100, а с матрицей 5x5 — это уже другая задача».

ИМХО, пример ТС-а с суммой чисел от 1 до 100 ничем не отличается от этой истории с матрицей 100x100.

Собственно, достоверность этой истории я под сомнение никогда не ставил. Поскольку на первом курсе дабы получить доступ к компьютерам (а тогда это было вовсе не просто) мы практиковали "дружескую" помощь студентам-математикам. Мол, мы им быстренько делаем их лабораторную, они затем уступают нам компьютер. А т.к. у нас на математическом факультете на чистой математике из 75 человек 72 были девушки, то помогали мы, в основном, девушкам. И уж какие там были экземпляры с абсолютным непониманием программирования вообще и алгоритмов в частности, я насмотрелся вдоволь.

О чем эта байка говорит и почему она до сих пор мне нравится? Говорит она, по моему мнению, о том, что писать программы, как писать картины или писать стихи дано не всем. Конечно, ценой целенаправленных упражнений и большого труда можно достичь какого-то уровня. Но если в мозгах просто отсутствуют какие-то извилины, отвечающие за автоматическое выделение каких-то абстракций и последовательностей действий, то это будет разве что "какой-то уровень".

И я здесь говорю без какого-либо шовинизма или попыток изобразить некоторую "илитарность". Вот мне, например, не дано писать музыку, сочинять стихи, ставить рекорды в тяжелой атлетике... Да что-там, просто скрупулезно выполнять одну и ту же работу день ото дня и то не могу. Вот нет у меня соответствующих способностей. И это нормально, так же нормально, как и то, что у кого-то нет понимания, что одно и то же решение подойдет как для матрицы 100x100, так и для матрицы 5x5.


PS. Ну а чтобы закончить не менее пафосной ноте расскажу историю, которая произошла лично со мной. И за правдивость которой я отвечаю лично. Итак, тот же университет, только несколькими годами ранее, наверное 1992-й или 1993-й. Перед началом занятия по физкультуре мы сидим на скамеечке в спортзале, ждем пока уйдет предыдущая секция. Тут ко мне подходит один парень с другого факультета с тетрадочкой в руке и спрашивает: "Ты на программиста же учишься, язык C знаешь?" Я говорю, что знаю. Тогда он показывает мне строчку в программе, написанной от руки в тетрадке и говорит: "Я вот не понимаю, когда я буфер в файл записываю, туда запятые попадают?" Я долго не врубаюсь, потом начинаю мямлить что-то вроде "Ну, если в буфере запятые есть, то попадают". Вижу, что этот ответ его приводит в полное замешательство и начинаю выяснять, про какие запятые идет речь. Он еще раз тычет в строчку кода, а там что-то вроде:

fwrite(buf, 1, len, f);

И он мне говорит: "Вот я понимаю, что buf -- это буфер, 1 -- это размер одного символа, len -- это количество символов в буфере, а f -- это файл в который нужно все записать. Это я все понимаю. А вот запятые между buf, 1 и len, они-то в файл записываются или нет?"

Тут уже настало мое время подбирать с пола челюсть и изо всех сил сдерживаться, чтобы не возоржать. Спрашивал бы у меня математик или программист, я бы обязательно чего-нибудь язвительное высказал бы. Но парень был с геофака, поэтому я просто его успокоил, что эти запятые не только не записываются, но они даже в итоговую программу после компиляции не попадают. Человек ушел довольный и успокоенный.