среда, 4 апреля 2018 г.

[soft.business] Любопытная статья на Хабре про ИТ-шную составляющую клининговой компании

Вот сама статья. Обсуждение там какое-то вялое, а человека, который задавал вполне себе разумные вопросы, сразу заминусовали.

Чем статья зацепила меня? Речь в ней идет о компании, которая, как я понимаю, занимается "сводничеством" на тему уборки помещений. Вы на сайте компании заказываете уборку офиса/квартиры, компания подбирает исполнителей из числа тех кто подключился к их системе. Вот что они сами о себе говорят:

Мы начинали в 2014 году с квартиры-офиса на Арбате (с переговоркой в кухне), 300 клиентов и организацией всего “руками”. Вся информация фиксировалась в экселе, а разработкой и не пахло. Со временем количество клиентов увеличивалось, потребовалась автоматизация, и сегодня Qlean — это зрелая компания, в которой отдел разработки насчитывает более 25 человек. Сегодня через наш сервис делается в среднем около 1000 уборок в день силами 3000 подключенных к системе исполнителей.

За четыре года рост ИТ-сектора с нуля до 25 человек... Для компании, которая выполняет, грубо говоря, всего 1000 заказов в день... Какой-то перебор как по мне. Еще один звоночек:

Всего у нас около 30 различных сервисов, которые живут на более чем 70 виртуальных машинах...

30 сервисов и 70 виртуальных машин? И все это для того, чтобы обслуживать 30K клиентов и 3K исполнителей, при нагрузке в районе 100rps.

Ну и список языков+технологий доставляет: Ruby, nodejs+React, clojure, react native, python, go. Ну и куда же без docker, memcached, redis :)

И вот что у меня в голове не сходится. 25 разработчиков. Пусть затраты на каждого из них (ЗП со всеми налогами и отчислениями с ЗП) составляют 60K RUB в месяц. Это означает, что расходы компании только на свой ИТ-шный сектор будут составлять 1.5M RUB в месяц. Еще раз: полтора миллиона рублей только на зарплаты разработчикам (насколько правдоподобна ЗП разработчика в 60K со всеми налогами судите сами). Чтобы отбить только эти расходы компания должна получать по 50 RUB с каждой уборки (1000 уборок день при, грубо говоря, 30 днях в месяц).

Но ведь расходы на ЗП программистов не единственные. Есть же еще ЗП всего остального персонала компании. Есть арендная плата, есть коммунальные платежи, есть расходы на амортизацию оборудования, есть расходы на маркетинг. Есть налоги в конце-концов. Плюс должна же быть и какая-то прибыль.

И что-то мне подсказывает, что для того, чтобы держаться на плаву, компания должна зарабатывать с каждой уборки далеко не 50 RUB. И, возможно, даже не 200 RUB. Соответственно, если уборка однокомнатной квартиры стоит 1600 RUB, из которых, как минимум, 200 RUB забирает себе компания, то насколько выгодно с такой компанией сотрудничать клинерам-исполнителям?

Собственно, к чему я веду. Такое ощущение, что ИТ-шники умело разводят руководителей и владельцев. Ну или компания старательно и красиво прожирает деньги инвесторов, создавая перед инвесторами впечатление движения в очень правильном направлении. Либо же в эту игру играют и сами инвесторы, накачивая "стоимость" и "весомость" перед последующей продажей.

Конечно, есть еще вариант, что под соусом клининговых услуг разрабатывается технологическая платформа, с помощью которой можно будет развернуть подобные же сервисы для других типов работ: выгул домашних животных, например, услуги сиделки, репетиторство и т.д. Тогда да, тогда компания может инвестировать большие средства в разработку платформы, чтобы затем быстро и дешево выкатывать новые сервисы под новыми брендами. Но и в этом случае 25 человек в разработке -- это как-то многовато, как по мне. Явно мы у себя в СтифСтриме чем-то не тем занимаемся... Нужно еще учиться и учиться, чтобы так умело разводить инвесторов на бабло :(

Отправить комментарий