четверг, 24 августа 2017 г.

[business.book] Дочитал книгу Константина Бакшта "Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям"

Хочу зафиксировать некоторые впечатления от книги Константина Бакшта "Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям". Правда, книгу я читал долго, по чуть-чуть. Поэтому ниже описаны общие впечатления, без какой-то конкретики вроде "вот этот совет мне понравился, в вот по поводу материала из такой-то главы у меня есть сомнения".

Общее впечатление такое: книга из тех, что обязательно следует прочесть если возникает желание стать собственником своего бизнеса. Но, при этом, не могу сказать, что она мне так уж понравилась-понравилась.

Впечатление от книги очень сильно портит явная рекламная составляющая. Автор не только делится с читателем своими соображениями на тему того, что значит владеть бизнесом. Но еще и активно пиарит самого себя. Сначала пиар встречается в небольших количествах и это не сильно раздражает. Но местами начинается откровенная реклама "обращайтесь к нам и вот чему мы вас научим", что раздражает уже очень сильно. Плюс к тому, автор регулярно ссылается на другие свои книги и, в свете остального пиара, начинает складываться впечатление, что основная задача автора не поделиться информацией с читателем, а таки продать читателю свои услуги и свои книги.

Еще одна штука, которая так же вызывает некоторую настороженность, -- это примеры. Автор активно использует примеры, но не называет никаких имен в большинстве случаев. Некоторые примеры лично у меня, например, вызвали сомнения в своей достоверности (в частности, примеры из главы, посвященной неформальным, в том числе и интимным, взаимоотношениям с сотрудниками). А раз отдельные примеры вызывают сомнения в достоверности, то закрадывается мысль о том, а насколько можно доверять и остальным примерам, взяты ли они из жизни или же были придуманы. Если последнее, то ценность прочитанного материала так же оказывается под вопросом. Впрочем, тут я могу быть сильно несправедлив.

Однако, подобные недостатки не отменяют того факта, что книга явно относится к категории must read.

Точнее так: тем, кого устраивает роль наемного работника, данная книга ни к чему. А вот тем, кто задумывается над открытием своего дела (какие бы побуждения за этим не стояли), прочесть ее нужно обязательно. Желательно перед открытием своего дела. Но можно и после :)

Часть описанного автором новостью для меня не стало. Но одну вещь, на которую книга заставила посмотреть по-новому, не могу не отметить. Это акцент на том, что у собственника и у управляющего бизнесом разные цели и задачи. И что задача собственника состоит в том, чтобы выстроить такую систему бизнеса, в которой оперативным управлением бизнесом будет заниматься наемный сотрудник. И что на первых этапах становления бизнеса собственник запросто может быть управленцем или одним из ключевых сотрудников компании. Но чем дальше бизнес развивается, тем лучше, когда собственник занимается своими делами, а бизнесом занимаются профессиональные управленцы. При этом одной из главных забот собственника будет сделать так, чтобы эти самые профессиональные управленцы не довели бизнес до цугундера или не увели бизнес на сторону.

Признаюсь, что это была, пожалуй, первая книга, которая заставила посмотреть на выражение "работать на себя" под совсем другим углом. И в этом главная ценность книги "Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям" лично для меня. Многократно перевешивающая все недостатки. Эта та вещь, которая заставляет сильно и много думать. Не то, чтобы я ощутил какое-то озарение из разряда "Ах, знал бы я это пару лет назад!". И не то, что я захотел что-то переделать или пожалел о том, что было сделано ранее. Но зато появилась отчетливость восприятия каких-то вещей и лучшее понимание факторов, которые влияют на мое поведение и на мои решения. Ради этого книгу стоило читать.

Ну и еще одна полезная штука в книге. Которая особенно будет полезна технарям, решившимся на создание своего маленького свечного заводика. Это подчеркивание важнейшей роли таких людей, как продажники. Технари, как мне думается, очень сильно недооценивают роль продавцов, маркетологов, бухгалтеров и даже HR-ов, без нормальной работы которых успешного бизнеса не будет в принципе. Книга может заставить взглянуть на этот вопрос повнимательнее. А может и кому-то вообще глаза откроет.

В общем, если задумался о том, чтобы "поработать на себя", то прочти "Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям". Наверняка поможет. В частности, отказаться от этой затеи ;)