суббота, 8 декабря 2012 г.

[life.rest] Сиде-2012. Развалины древнего Сиде

Продолжаю публиковать фотографии из последнего отпуска. На этот раз это будут снимки развалин древней части города Сиде. Кому интересно -- милости прошу под кат.

Когда мы отдыхали в Сиде в первый раз, в 2011-м году, то ни на какие экскурсии вообще не ездили. Не то, чтобы мы сильно сожалели об этом, но забавные моменты возникали. Так, в качестве сувениров родственникам привезли магнитики с фотографиями развалин древнего Сиде. Хотя сами этих развалин никогда и не видели :)

В этом же году данное упущение решили исправить и записались на обзорную экскурсию по Сиде. Частью которой было посещение античного Сиде. Забегая вперед скажу, что очень небольшой частью экскурсии, к сожалению, мне развалин не хватило. Но в предложениях от ТезТура отдельной экскурсии по античному Сиде не было, пришлось довольствоваться тем, что было. Зато на этой экскурсии нам повезло с гидом -- она явно родилась в СССР, поэтому русский язык для нее был родным. Отчего качество экскурсии и изложения материала оказалось на порядок, а то и на два выше, чем в предыдущих случаях. К сожалению, до меня доносилась только малая часть ее рассказов, т.к. я больше шарился по сторонам с фотоаппаратом, а не слушал рассказы гида.

Экскурсия по античной части Сиде заняла не более двух часов. Началась она около развалин древнего сооружения, которое, если я правильно помню, было чем-то центрального городского источника (или храма, посвященного источнику).

Опять же, если мой склероз мне не изменяет, вода поступала в город по акведукам. Остатки которого сохранились до сих пор. Хотя может это и не акведуки, а развалины крепостной стены. К сожалению, сейчас уже не вспомню :)

Затем мы прошли по улице сквозь развалины древних кварталов

И уперлись в стену с воротами и остатками древнего фонтана:

Главной особенностью этого фонтана является барельеф, изображающий Медузу-Горгону, и который чудом сохранился до сего дня.

За воротами оказался древний театр (напомню, что в театре сцена должна быть полукруглой, если сцена круглая или эллиптическая -- то это амфитеатр). Он уникален тем, что это крупнейший из сохранившихся до наших времен театр, который был построен на ровном месте. Более крупные театры (как, например, в Иераполисе на Памуккале) вырублены на склоне горы -- так строить театры намного проще. Поэтому древние греки, не будь дураками, крайне редко строили театры на ровном месте, как в Сиде. И история такие постройки не щадила -- стихийные бедствия, войны, рост городов оставляли мало шансов. А вот этому театру повезло, он сохранился. И нам повезло, мы можем в очередной раз удивиться тому, как наши далекие предки умудрялись оставить после себя такие величественные творения. Тогда как наш удел, похоже, -- это восторженные вопли по поводу очередного куска белого пластика с закругленными краями, который будет объявлен устаревшим ровно через год, когда появится почти такой же кусок такого же пластика, но еще более совершенный... :(

Впрочем, это меня уже понесло. Хотя, отмечу, столкновение с историей располагает к подобного рода философствованиям :)

Честно признаюсь, что театр в Иераполисе произвел на меня гораздо большее впечатление. Я тогда оказался в подобном сооружении в первый раз. И картина, которая там открывается перед тобой возникает внезапно, т.е. при подъеме к входу в театр ты его не видишь. А когда выходишь на край самого верхнего ряда зрительского зала просто офигеваешь от масштаба увиденного.

В театре Сиде такого офигевания со мной не случилось, хотя жена с дочкой явно были впечатлены. Но вот что мне очень понравилось в театре Сиде -- это фактура древних строительных блоков. Возможно, это какие-то мои заморочки и больше никому это не будет интересно, но меня реально торкнуло :) Как будто само время оставило следы на камнях, чтобы лучше было понятно, что такое "ход времени"...

В театре гид сказал, что у нас есть минут сорок на самостоятельный осмотр и она будет нас ждать у исходной точки маршрута, в автобусе, для того, чтобы отправиться дальше. А сорок минут в таком месте -- это ничто, да еще с семьей. Да еще когда у меня закончилось место на последней свободной SD-шке. И пришлось бегать по окрестным ларькам и покупать за какие-то баснословные деньги новую карточку памяти. Поэтому кадров из этой экскурсии оказалось совсем не много, а достойных показа и того меньше. Все, что получилось собрано вот в этом альбоме.

Напоследок еще несколько фотографий, которые сами по себе вряд ли будут интересны, т.к. нуждаются в пояснениях.

Турки активно ведут раскопки, а все более-менее достойное из раскопанного собирают

но не просто так, а что бы соорудить из этого затем какую-то очередную достопримечательность:

Как видно, при этом применяются современные методы строительства. Понятное дело, что получается вовсе не исторический памятник, а новодел. Не знаю как кому, но мне от этого почему-то грустно. Посему я предпочитаю не думать, а какая часть новодела в том, что я уже видел в Турции и счел реальными историческими артефактами :(

Кстати говоря об исторических артефактах. Куски древних стен то и дело встречаются в жилых кварталах Сиде. Как-то по пути на очередную экскурсию автобус ездил по очень мелким отельчикам Сиде, далеко отклоняясь от центральных улиц. И я несколько раз наблюдал удивительное соседство современных 3-4 этажных домов с торчащими из земли остатками древних построек или кусков стен. Иногда очень внушающих размеров. Вроде как такие остатки древности считаются памятниками истории, не могут быть снесены. Но никакого ухода за ними нет -- вокруг них густые заросли высоченной травы и кустарников, да и на уступах/верхушках развалин растет трава, а то и маленькие, чахлые деревца. Турция -- страна контрастов :)

Как фотограф не могу не послать несколько лучей поноса праздно шатающимся туристам, которые либо в неподходящий момент влезали в кадр, либо своим непрерывным потоком не давали запечатлеть какой-то общий вид без разноцветной толпы праздношатающихся зевак. Либо же усевшись так, чтобы нарочно испортить хороший кадр. Как вот эти, например:

Несколько минут я ждал, надеясь, что они уйдут. Сделал несколько кадров с других точек. Но этот ракурс оказался все-таки самым интересным. Поэтому пришлось сделать кадр с туристами на заднем плане. В надежде, что на обратном пути, мне повезет больше. Не повезло :) Там собралась вообще целая толпа. Вот и остался кадр таким как есть. Может со временем решусь заретушировать их в фотошопе. Если руки дойдут. Пока же утешаю себя тем, что сидящие в арке древнего театра туристы как-то оживляют картинку ;)

В завершении еще одну карточка, которую я считаю второй удачной фотографией из этой экскурсии (первая опубликована в самом начале заметки):

Это те самые развалины то ли храма, то ли центрального источника, от которых начиналась экскурсия. Но снимок сделал с тыльной стороны. Уже по дороге к автобусу. Удалось подгадать момент, когда по дорожке рядом со стеной никто не шел. Причем не могу объяснить, чем мне этот снимок нравится. Вроде как ничего примечательного на нем нет. Но вот нравится и все тут :)

Ни и напоследок весь альбом с фотографиями с этой экскурсии в виде слайд-шоу:

На этом я не прощаюсь. Фотоотчеты об отдыхе в Сиде в 2012 году продолжатся. Ведь даже на этой экскурсии было еще несколько фотосессий. Так что stay tunned... :)

PS. Забавная штука. За день или два до экскурсии по Сиде я ездил на Памуккале. Во время поездки два или три раза видел гида, которая затем водила нас по Сиде (она так же возила на Памуккале группу туристов). Сначала на завтраке, когда в одном ресторанчике оказались группы из двух разных автобусов. Затем в текстильном торговом центре Денизли, куда набились туристы из десятка туристических автобусов. В этом торговом центре было что-то вроде маленькой ниши с баром, которая вся была оккупирована экскурсоводами. Среди них был и мой гид из поездки в Каппадокию. Он меня узнал и мы с ним поздоровались как старые добрые друзья. И даже перекинулись несколькими приложениями, тем самым притянув к себе внимание всех собравшихся там экскурсоводов. И вот уже на экскурсии по Сиде наш гид улучила момент, подошла ко мне и с очень дружелюбной улыбкой сказала: "А я видела вас на Памуккале!" На что я ответил "И я вас тоже". Интересные ощущения были в этот момент: люди из разных частей света несколько раз практически случайно пересекаются где-то в туристическом круговороте, но при этом умудряются отметить друг друга. И это делает нас чуть-чуть ближе друг к другу. Хотя понятно, что через пару часов мы разойдемся в совершенно разные стороны и никогда больше не пересечемся.

Комментариев нет: